Свободный художник

Недаром говорят: «Неисповедимы пути Господни». Для народного художника РФ Александра Тихомирова это высказывание оправдано. Двадцать лет назад не мог и предположить, что он, москвич, выпускник Московского государственного художественного-промышленного университета им. С.П Строганова, ученик Филатченко и Обросова, рванет на Дальний Восток, устроится в Благовещенске и запатентует оригинальное направление в религиозной живописи оконопись.

Впрочем, лучше жить, не зная о завтрашнем дне, утверждает он. Куда кривая выведет. Нынешней весной эта самая кривая вывела Александра Тихомирова в Москву. Событие, на первый взгляд, не примечательное: выставки его работ в столице проходят регулярно, а музеи и держатели частных коллекций в Австрии, Южной Корее, Китае, Польше давно знакомы с этим жанром. Все же этот визит в столицу оказался особым.

В марте в Выставочном зале Дома художника на Кузнецком мосту открылась выставка «Святые источники России». Керамика на библейские сюжеты схимонахини Михаилы, скульптурные композиции Александра Смирнова, изображающие подвижников земли русской, живописные произведения Юрия Попкова, посвященные святым источникам, настраивали на умиротворенный лад. По благословению Архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила, свои работы представил там и Александр Тихомиров.

Такие выставки связывающие Москву и Благовещенск проводятся довольно часто. В этот раз на открытии собрались представители обоих городов. Заместитель мэра Благовещенска Олег Габа вручил москвичам сувениры в виде нашей Триумфальной арки, присутствовали там и сенатор от Амурской области Амир Галлямов и депутат Госдумы Эдуард Янаков, бывший вице-губернатор Амурской области Сергей Лавриков, сыгравшие не последнюю роль в организации этой выставки. Столичное представительство было не менее весомым: открывал экспозицию народный артист РФ Юрий Чернов, а эстетическую значимость работ оценивали председатель Московского отделения Союза художников, народный художник России Сергей Горяев, вице-президенты Творческого союза художников Евгений Ромашко и Константин Петров.

Открывшись во время Великого поста, эта выставка стала своеобразным духовным камертоном, напоминая о значимости момента.

Уголок духовности

Открытие второй выставки Александра Тихомирова — на этот раз персональной — изначально запланировали на шестое апреля. Но и тут дала о себе знать та кривая: шестого апреля премьер-министр Владимир Путин выступал с докладом в Государственной Думе, а именно там должна была открыться экспозиция. С премьером не поспоришь открытие перенесли на следующий день.

Седьмого апреля, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, стены Госдумы увидели работы благовещенского художника. Для многих это оказалось неожиданностью, но приятной. Саму экспозицию открыл Председатель Госдумы Борис Грызлов.

С картин Александра Тихомирова на нас смотрят лики святых, мы видим сюжеты из русской истории и сказаний, — отметил спикер. — Привлекает внимание и сам материал, по которому идет работа — это древние доски-ставни, которые удается находить в наших старых, уже заброшенных деревнях по всей России. Можно сказать, что сегодня на территории Государственной Думы мы создали уголок духовности.

Его взгляд на мир — это взгляд нашего народа, — это уже мнение председателя комитета по культуре Григория Ивлиева.

Слияние Москвы и Благовещенска случилось и тут: открытие выставки вела депутат Госдумы Наталья Пугачева, на церемонию открытия приехал Александр Мигуля, вице-губернатор Виктор Марценко.

Кроме того, произошла там и встреча друзей, которых сблизила «Амурская осень». Своими впечатлениями поделились с художником президент кинофорума Сергей Новожилов, актеры Борис Щербаков, Геннадий Юхтин, не раз приезжавшие к нам Лариса Лужина и Ольга Будина.

На обеих выставках были представлены одни и те же работы, которые условно можно разделить на три группы: выполненные 5-7 лет назад, работы двухлетней давности и новые, созданные только перед поездкой в Москву. Но говорить о каких-то определенных периодах творчества художника, разграниченных этими временными отрезками, не приходится.

Нельзя сказать, что раньше в моих работах было больше цвета, а сейчас они выполнены в аскетичном стиле, — уверен Александр Евгеньевич. Я всегда иду от доски, от того, что она подскажет.

И все же был момент, когда в жанре оконописи наметилось развитие: пять лет назад началось сотрудничество Александра Тихомирова с ювелиром Владимиром Верхотуровым. Вместе они создали то, что сам мастер называет окладом 21 века.

Будучи весомой частью русского декоративно-прикладного искусства, оклады покрывали всю иконную доску, оставляя открытыми лишь значимые элементы — лицо, руки.

Это меня всегда немного коробило, — признается Тихомиров. — Живопись сама по себе прекрасна, зачем же ее закрывать?

Поэтому в новых работах художника и ювелира декор-золото, инкрустация камнями не отвлекает внимание от ликов, — но играет роль дополнительного рисующего элемента.

В планах у Александра Евгеньевича — развивать это направление.

Раз это мне дано Богом, не нужно отказываться от этого жанра. Лучше шаг за шагом идти к намеченной цели, добираться до вершины духовной эволюции. Что будет дальше? Мне было бы неинтересно это знать. Я свободный человек, насколько можно быть свободным, живя в обществе. В том числе, и от всяческих загадываний. Знаете, как сказал Толстой: «Я не знал, что Анна Каренина бросится под поезд. Материал завел».

Автор: Анна Истомина

Источник: Газета "Амурский дилижанс", №16(433) 22.04.2009 г.