Окна Руси

Александр Евгеньевич
Член союза художников России,
творческого Союза художников России,
Народный художник России

Выставка произведений мастера из дальневосточного Благовещенска Народного художника России Александра Евгеньевича Тихомирова в залах Приморской государственной картинной галереи — третья в нашем городе. Впервые, в 1985 г, он был участником региональной выставки «Сибирь», а в 2000-м году его персональная экспозиция поразила зрителей в галерее «Арка». Свыше двадцати лет Александр Евгеньевич живет и работает в Благовещенске, его можно по праву считать амурским, дальневосточным художником.

А родился Тихомиров под Москвой, в 1956 году. В 1979-м окончил Московское художественное училище памяти 1905 года. В 1984-м — Московское Высшее художественно-промышленное  училище (бывшее графа Строганова), отделение монументально-декоративной живописи (мастерская Г. М. Коржева).

В 1995 году Тихомировым было запатентовано новое направление в живописи — «оконопись»: иконопись на старых оконных ставнях. Пожалуй, не каждый молодой человек эпохи пластиковых окон сможет сходу ответить на вопрос: «Что такое ставни, для чего они?» Оконные ставни — обязательная деталь русского дома — они оберегали домочадцев от грозы, метели, от злых людей, от дурного глаза. Иконы в доме были объектом моления, тоже помогали хранить и оберегать мир и покой семьи. Так что их «слияние» в произведениях Тихомирова вполне оправданно. С точки зрения смысловой, духовной, старые ставни несут в себе заряд надежд, горестей, веры, любви многих поколений, как и доски старых икон, — они «намолены»! С точки зрения выбора ставен в качестве материала для живописного произведения, все также понятно: они, пережившие на своем веку многие смены жары и стужи, дождей и засухи, крепки и долговечны, изображение на них может жить веками! Как всякая подлинная старинная вещь, ставни сами по себе представляют живописное явление: как разнообразен узор дерева на каждой из них, как богаты оттенки черного, коричневого, желтого, зеленоватого на патине, их покрывающей! Однако вся эта роскошь валялась на помойках и вовсе бы пропала с лица земли, если бы в один прекрасный миг — безусловно, по Божьей воле — Художник не поднял одну из них, не увидел того, что дано увидеть немногим. А теперь он делится своим открытием с нами, зрителями.

Александр Тихомиров очень осторожно, трепетно относится к тому, что и как он создает. Думается, безусловное одобрение его творчества со стороны отцов православной церкви продиктовано именно тем пиететом, с каким выпускник советского художественного училища воссоздает древние иконные изводы в своей оконописи.

По мнению многих поклонников творчества А. Тихомирова «оконопись» есть не просто новое направление в живописи, а именно глубокое, своеобычное проникновение в суть и смысл русской иконы, отражающей в себе глубинные идеи православия. Во многом, по собственному признанию художника, оконопись — это его путь к самому себе, созидание самого себя, своего мироощущения в соответствии с нравственными ценностями православного христианства.

Природа гениальности — она в поразительных открытиях, скрытых за очевидным, которые доступны лишь Избранным.
Оконопись А.Тихомирова многими критиками и искусствоведами оценивается как заметный вклад в развитие отечественной и мировой культуры. «Оконописные» иконы находятся в музеях и частных коллекциях в Австрии, Республике Корее, Германии, Китае, Японии, США, Польше, Финляндии, Чехии, на Кипре и в других странах мира. Фильм о творчестве художника был показан на нескольких российских каналах. В кинофильме телевидения Германии «Страна на краю света», который демонстрировался в разных странах Европы, также рассказывалось о нем.

Работы А. Тихомирова экспонировались на более чем двухстах выставках в России и за рубежом. Его творчество отмечено благодарственными письмами Русской Православной Церкви, Министерством культуры России. Тихомиров является Почетным директором Музея Русского искусства в Харбине (КНР), Почетным членом Союза художников Китайской Народной Республики.

Автор: Николай Белый, Наталья Левданская

Источник: 2007 г. Окна Руси, г. Владивосток