Обновление икон

Шофер наш чуть было не проскочил нужный поворот не узнал местности. Еще совсем недавно возле дороги, где начинается село Игнатьево‚ стояла церквушка из потемневшего от времени дерева, кресты которой видны были издалека, а теперь — ровное место. Мы уже рассказывали о том; что старинная церковь в честь Александра Невского снесена до основания, а на ее месте возводится новая, точь-в-точь такая же, один к одному, по архивному проекту 1901 годах Строит церковь бригада плотников из Константиновского района; которая на наше приветствие: «Бог в помощь!» хором степенно ответствовала:
– Благодарствуем!

Впрочем, на этот раз прибыли мы в Игнатьево не для того, чтобы посмотреть, как растет не по дням, а по часам новый храм. Приехали мы затем, чтобы стать свидетелями… чуда. Чуда обновления икон.

Настоятель храма Александра Невского отец Виталий заметно волновался: вот-вот должна была съехаться авторитетная комиссия во главе с епископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом. Как-то она оцепит случившееся?

А случилось вот что. Когда решено было старый храм раскатать по бревнышку, пошел отец Виталий в алтарь, чтобы забрать иконы и перенести их В. вагончик-часовенку, где временно, пока церковь строится, проходят службы. Перекрестившись, снял отец Виталии со стены икону Богородицы! “Знамение” и с удивлением отметил про себя, что икона какая-то иная стала: краски проступили резче, вроде как пелена с неё спала. И вторая икона, образ Святой Троицы; тоже показалась ему изменившейся: одеяния ангелов из бледно-голубых ярко-синими, да и сама икона как бы посвежела. Но наблюдения эти отец Виталий пока оставил при себе – вдруг ему почудилось? Может, за зиму, пока службы шли в вагончике, а храм стоял закрытым, он просто забыл, как эти иконы с самого начала выглядели?

– Батюшка, а иконы-то другие, — услышал он в тот же день от приходского казначея Любови Федоровны Копытовой. – Какие-то они стали сияющие…

Через некоторое время перемены в иконах заметили и немногочисленные прихожане. “Неужели чудо?” – шепотом обменивались впечатлениями они.

“Пусть посмотрит на эти иконы тот, кто их писал, решил отец Виталий, — а дальше видно будет. Вдруг иконописец краску использовал какую специальную, проявляющуюся со временем…” И священник пригласил в Игнатьево художника Александра Тихомирова. Дело в том, что иконы эти необычные: они выполнены Тихомировым в технике “оконописи” на старых деревянных досках, которые раньше были оконными ставнями (отсюда и название). Изумлению амурского художника Александра Тихомирова не было предела.

– Мурашки по коже, только и произнёс Тихомиров.

Направлением “оконопись”, которое он разработал и запатентовал, Александр Тихомиров занимается уже несколько лет, выполнил в этой технике не одну сотню работ, которые экспонировались и на Кипре, и в Австралии, и в выставочном зале храма Христа Спасителя в Москве. Отзывы о своих работах и особой энергетике, которую они излучают, он слышал самые лестные. Но чтобы вот так, наяву работы видоизменились — такого еще не было.
– Чудо! — разводит руками художник. — Чудо необъяснимое.

Приехавшая в Игнатьево комиссия, в состав которой входили епископ Благовещенский и Тындинский Гавриил, священнослужители и миряне епархии‚ составила документ, удостоверяющий, что в храме Александра Невского произошло обновление икон. Засвидетельствовано чудо 5 сентября 2000 года. Документ этот будет направлен для рассмотрения в Священный Синод.

Владыка Гавриил признался, что‚ хорошо помнит эти иконы: он сам подарил их Игнатьевскому храму, когда тот начал возрождаться. Случившееся с иконами чудо его, похоже, не удивило

– Сегодня по России очень много известно случаев обновления и мироточения икон, это происходит в храмах, монастырях и даже частных домах. Вот и нам Господь послал такую милость и помощь. На территории Благовещенской епархии такое произошло впервые.

Есть версии, что подобные явления учащаются перед какими-то природными или общественными катаклизмами. Например, известно, что перед первой мировой войной в российских храмах иконы обновлялись, мироточили и даже кровоточили в больших количествах, об этом осталось много свидетельств.

– Что будет, мы не знаем и знать не можем, — сказал владыка Гавриил, — но думаю, что такие явления в наше время — это, скорее, к добру, чем наоборот. Церковь возрождается по молитвам верующих, и обновление икон – это знамение нам, что храм здесь будет. Не случайно одна из обновившихся икон — Богородица “Знаме — это знамение нам, что храм здесь будет. Не случайно одна из обновившихся икон — Богородина “Знаменне”. Это происходит для духовного‚ подкрепления верующих, чтобы они не отчаивались, не думал и, что усилия их утопают в великой массе безверия. Думаю еще, что иконы обновились именно в Игнатьевс не случайно — место это выстраданное, наполненное. Сначала был храм, потом зерновой склад теперь снова храм. В Священном писании сказано, что даже если храм разрушен и стерт с лица земли, то его ангел-хранитель все равно невидимо пребывает на этом месте и место все равно остается святым. Видимо, о непреходящей святости данного места и свидетельствует явленное нам чудо.

Икона Богородицы “Знамение” лежала на‚ аналое, “Троицу” держал в руках священник. Держал осторожно, трепетно, как, наверное, и полагается держать в руках чудо. От икон, несмотря на то, что написал-ты они совсем недавно — два-три года назад, я веяло какой-то древней стариной, казалось, глаза Богородицы пристально заглядывают в тайное тайн твоей души.

Если раньше вера передавалась от старших к младшим путем рассуждения, рассказа, слова, то потом – эта традиция была прервана. Поколению атеистов все слова кажутся сказками. Неужели Господь, чтобы всего лишь напомнить о себе, сменил способы аргументации и, как в старые добрые библейские времена, начал являть человечеству чудеса?

 

Автор: Юлия КЛИМЫЧЕВА

Источник: Газета, "Амурская правда" 2000 г.