Н.И. Аникина об Александре Тихомирове

«Мы не изображаем пороки людей, не делаем изображений во славу демонов; мы делаем изображения во славу Божию и Его святых и для «соревнования в добродетелях»

Иоанн Дамаскин

 

Двадцать лет назад Александр Тихомиров, зарегистрировав в Российском Авторском Обществе открытие нового направления в живописи, получившего название «оконопись», сделал судьбоносный шаг. Его творчество, а с ним и вся его жизнь были безраздельно и навсегда отданы служению Спасителю, а значит Истине, Добру и Красоте. Кажется, таким простым – взять старую, иссеченную дождем, серебристую от времени оконную ставню и написать на ней темперой лик Богородицы или Христа, Святого угодника или Архангела, в том веками отработанном духе и стиле, что заповедала нам древнерусская живопись. Между тем, нет ничего сложнее для художника, как пройти дорогу самопознания, самоотречения и самосмирения – дорогу к чистому религиозному чувству, без которого нет чистого и возвышенного искусства. Искусство Александра Тихомирова глубоко религиозно, и в этом тайна его воздействия на зрителя.

Александр Тихомиров — воспитанник прославленного МВХПУ им. С.Г.Строганова, ученик выдающихся русских художников Гелия Коржева и Игоря Обросова, с начала творческого пути искал и воплощал духовный идеал, нравственный стержень в искусстве. Нужно обладать огромной человеческой и творческой смелостью, чтобы предложить свою личную интерпретацию священных канонических образов, живущих в сердце каждого православного человека.

«Оконопись» Александра Тихомирова – материализовавшееся воспоминание о Божественном лике Мира, явленном его великим предшественникам – русским иконописцам. Художник не пытается выдать свою «оконопись» за иконы и стремится избежать стилизации. Он реализует свою творческую энергию в неиссякаемой оратории любви в восхищения Светом Мира.

Вот его «Рождество Христово» (2008 г.), где трогательная юная Богоматерь нежно укладывает в ясли спелёнутого Божественного младенца – тонкая звенящая живопись этой доски будит воспоминание о пронзительных житийных иконах Богородичного цикла. А в «Мудрой Деве» (2000 г.) художник даже сучок старой доски превращает в образ благодатного вечного огня Веры. Так оживают старые доски, так на наших глазах рождается чудо искусства.

Замечательный русский художник и мыслитель Кирилл Миронов когда-то написал: «Художнику надо найти тему, а иначе, как говорил Френсис Бэкон, не стоит и браться. Тема, если она найдена, должна допускать бесчисленные вариации, чтобы художник стал свободен. Она не должна меняться, потому что на коренные изменения, как правило, не хватает короткой человеческой жизни… Если ты последовал тому, что определил как Промысел или Озарение, то никогда не будет ошибки, что бы далее не случилось, ибо это твой Путь».

Александр Тихомиров нашел свой Путь. С ним его родные, его Родина, его Молитва и его искусство. Он очень счастливый человек: он дарит людям тепло своей души, волшебную силу своего воображения и свою светлую Веру. Именно поэтому «Оконопись» Александра Тихомирова стала выдающимся явлением современного русского искусства.

 

Заслуженный деятель искусств России
Действительный член РАХ
Главный редактор газеты «Московский художник»

Автор: Н. И. Аникина