ОКОЁМЫ ТИХОМИРОВА

В Древнем Египте — «Око Гора», в Древней Индии «Всевидящее Око Будды», в христианстве — «Спас Ярое Око» и др. стали символами ушедших цивилизаций и культур, воплотились в лучшие шедевры мирового искусства. Визуальные образы традиционно считались самыми мощными по силе воздействия на человека и не случайно использовались в большинстве мировых религий для преобразования внутренней духовной жизни человека. Так, лики святых в православии значительно усиливали молитвенный призыв обращенных к ним верующих, эмоционально окрашивая и обогащая религиозное переживание.

Современный человек живет отголосками, осколками трансцендентального гностического знания, но оно способно соединить воедино отрывочные впечатления о мире и человеке, приобщить к Универсуму воссоединиться с Единым, обрести себя.

Г Палама, основатель исихазма, оказавший, как известно, огромное влияние на творчество А. Рублева, называл это чувство «сверхразумным Оком Единения».

Однако как раньше, так и сегодня им обладают немногие.

Александр Евгеньевич Тихомиров — один из них. Он создал свое направление в современной религиозной живописи — «Оконопись». Живет и работает Тихомиров в далеком Благовещенске. После окончания Строгановского училища (отделение монументально-декоративной живописи) он уехал из столицы и начал работать с материалом, актуальным для постмодерна — бросовым, но очень емким по значимости в российской реальности. Старые покосившиеся избы, заброшенные деревни, каких много на Руси — и только ветер гуляет по ним, а сохранившиеся ставни вместо разбитых окон, поскрипывая, поют свою заунывную песню…

archangel165184545661

Архангел Гавриил. 1994. Дерево, темпера, воск.

Но в руках художника эти ставни со следами времени и покинутости обретают новую жизнь, свое второе дыхание, становятся основанием, «полотном» для изображения. Череда ликов Спасителя, Богородицы, святых, праздничные иконы — все это не стилизация под древность, «под икону», а самостоятельные индивидуально осмысленные образы в творениях искусства. Что это? Загадка славянской души? Дизайнерская прихоть?
Прагматический расчет? Экономия средств на материале?

«Само Дерево сотворено Богом, и задача художника суметь всего несколькими штрихами выявить лик Создателя», — говорит А. Тихомиров. Свидетельствовать другим о мире горнем в образах искусства.

Работы А. Тихомирова в стиле «оконописи» продолжают лучшие традиции мастеров русского иконописания — по сути, по глубине созданных им и пережитых образов — не по форме, не по канонической технологии, не по материалу А. Тихомиров совершил некий духовный подвиг, творчески переработав традицию русского иконописания.

Такое подвижничество требует особого напряжения духовных и физических сил. Духовное по своей прир0де многоуровнево и многозначно.

blagovesh165546415200

Благовещение. 2000. Дерево, темпера, воск.

Высота духовного постижения мира, по мнению художника, достигается не только профессионализмом И мастерством, это только условие, но не цель в творчестве. Главное — мысли и чувства. «Душа — это таможня, — шутя, но о серьезном говорит художник, — что-то можно провести, что-то — нет».

Так может рассуждать только тот, кто прислушивается к своему внутреннему миру кто умеет соизмерять Бренное с Вечным.

В высказываниях художника присутствует творческая зрелость и человеческая мудрость, осознание собственного предназначения и обретение индивидуального пути в искусстве. Кто-то из друзей А. Тихомирова удачно заметил: «Он поет собственную песню в искусстве».

По человечески понятно стремление художника уйти из-под власти канона, поддаться творческой фантазии и быть свободным, но тема, за которую взялся художник, обязывает. Вспоминаются строки Н.В. Гоголя о необходимости «молитвенного усилия».

Искусство А. Тихомирова приучает, а порой и заставляет зрителя обращать свой взор от суетного мира к вечным ценностям. Гармонии и Любви.

В работах А. Тихомирова присутствует ясная, четко обозначенная и, по-видимому, выстраданная им лично позиция художника: необходимость приобщения и продолжения духовной и культурной традиции.

Художник, желая вырваться за пределы канонически предписанных иконографических сюжетов и типов (как, например, «Видевший меня, видит и Тебя», «Рождение Человека», «Иона в чреве кита» и др.) в итоге все равно следует за каноном в главном.

Работы А. Тихомирова выполнены в размере обычной ставни в деревенской избе, отсюда их естественная соразмерность человеку Цветовая палитра, используемая художником, глубоко продуманна и изыскана. Слиянность движения и покоя, динамики и статики, проявленность из небытия, подчеркнутого светоносность и благодарность художник передает композиционно И с помощью цвета, и текстурой естественного природного материала — кольцевой графикой старого дерева. Вот оно — проявленное Оком и умелой рукой художника чудо зрения.

spas18941518464564

Спас Небесный. 1999. Дерево, темпера, воск.

Почерк мастера отточен им до каллиграфической четкости, ясности и завершенности.

В произведениях А. Тихомирова Нет эстетства, заигрывания с большой темой, но они замечены зрителем и оценены профессионалами.

Автор: Светлана Казанцева

Источник: Журнал "Декоративное искусство" №3, 2001г. стр. 72-73, г. Москва