Дарящий благо

С народным художником России Александром Тихомировым (на фото) я знаком около шести лет, а ощущение — будто знаю его целую вечность. Такой уж он необыкновенный человек. Человек удивительной душевной щедрости, всепоглощающего обаяния и не типичной для нашего времени скромности. Меж тем, он единственный в нашей стране художник, который открыл новое самобытное направление в мировой живописи — оконопись.

Деревянные оконные ставни, наличники. Сегодня, пожалуй, не каждый молодой человек, ответит, что это за штуковины такие. А были времена, когда редко какой дом на Руси обходился без этих плотницких творений. Ставни оберегали жилища от ветров и морозов, от злых людей и дурного сглаза. Оберегать мир и покой внутри дома помогали иконы — окна в царствие Божие.

Лик, лицо, наличник. Нет дома без окна, человека без лица, иконы без лика. Как Тихомирову удалось связать воедино эти, казалось бы, разноплановые понятия, а затем и материализовать их в своем творчестве, для меня полная загадка. Сам же Александр на мои долгие приставания «объяснить природу гениального открытия» однажды просто рассказал свой сон:

— Не знаю, как бы сложилась моя жизнь в Москве, но в 1984 году я перебрался в город Благовещенск Амурской области, — рассказывает он. — Выполнял мозаичные работы для многочисленных объектов бытового и культурного назначения на Дальнем Востоке, что-то писал для себя. Как-то допоздна задержался в мастерской, там и заночевал. И явился мне во сне Господь. Обратился он ко мне с такой речью: хватит грешить и прозябать в суете. Вот тебе слово мое — ищи себя в творчестве духовном, иди к вере, прославляя Бога и Святую Русь. Тогда и пришло решение попробовать себя в иконописи.

Слово икона — греческое и в переводе означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям свой видимый Образ. Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой об исцелении, а также попросил художника нарисовать портрет Иисуса. Живописец отыскал Иисуса, но сделать портрет не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ — первую, самим Господом сотворенную икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление. За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». Сын московского художника-живописца, выпускник сразу двух столичных художественных училищ, «Памяти 1905 года» и знаменитой «Строгановки» Александр Тихомиров, безусловно, был с юности знаком с традициями и законами иконописи. Он прекрасно понимал: икона — это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. А потому самое главное — соблюсти степень ответственности за свою работу перед теми, кого она изображает: образы должны быть достойны Первообразов. Нет, он не стал состязаться в мастерстве с природой и Творцом. Он просто придумал свой неповторимый изобразительный язык — стал писать иконы на старых, давно заброшенных оконных ставнях. Так в 1995 году Тихомиров запатентовал новое направление в живописи — оконопись.

— Дерево для меня — это канва, на которую ложится идея Бога, — говорит Александр, — само оно сотворено Господом, моя задача — несколькими штрихами выявить лик Создателя. Приоткрыть тайну творения, самому приобщиться к ней. Естественная внутренняя структура дерева, трещины и шероховатости, вызванные ветром и дождем, полностью сливаются с религиозной торжественностью, мистерией и иллюзорностью воображения. Отжившие свой век деревянные оконные ставни аккумулируют в себе душевную энергию людей, проживавших в доме. Поэтому изображенные на ставнях лики святых несут в себе особую энергетику.

Оценку творчества Александра Тихомирова мне доводилось видеть и слышать на разных выставках и в различных аудиториях: Бурейская ГЭС, Госдума РФ, Дипломатическая академия, Храм Христа Спасителя. Большинство людей, от рабочих до министров и академиков, сходятся в одном – в его работах вместо внешней красивости всегда присутствует красота духовная. Оконописные творения раздвигают пространство не вширь, а вглубь. Старые ставни как бы открывают окна к познанию мира, становятся средством общения с Богом и святыми Его, помогая каждому из нас найти свою дорогу к храму.

Число выставок оконописи Александра Тихомирова в нашей стране и за рубежом приближается уже к двум с половиной сотням. Его произведения находятся в музеях и частных коллекциях в США, Польше, Китае, Японии, Германии, Финляндии, Австрии, Чехии. Народный художник России постоянно дарит оконописные работы не только музеям, но и предприятиям, школам, космонавтам и артистам, чиновникам и депутатам, рабочим и журналистам.

В моей квартире на стене висит один из самых дорогих сердцу подарков: оконописная работа Александра Тихомирова — Николай-Чудотворец. Отличие стилистики иконы от обычной картины — это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Для оконописи характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед ней человеке. В этом заключается идея приближения мира Всевышнего к нашему миру, миру земному.

Смысл же творчества самого Александра Тихомирова, художника из Благовещенска, я понимаю однозначно: он созидатель, который дарит всем нам, живущим на этой земле людям, Благо. Низкий вам за это поклон, Александр Евгеньевич!

15_1

Спас Нерукотворный

15_2

Архангел Михаил

15_3

Княгиня Ольга

15_4

Князь Борис

15_5

Георгий Победоносец

15_6

На открытии выставки с губернатором Амурской области Олегом Кожемяко

15_7

Вернисаж в Амурском областном краеведческом музее

15_8

Две прекрасные Елены — дочь и жена

Автор: Николай ТАРАСЕНКО

Источник: Журнал «Российская Федерация сегодня», № 01, январь 2013 г.