Александр Тихомиров: «Я прославляю Бога и Отечество»

Александр Тихомиров, российский художник, родившийся в городе Электросталь. Живёт и работает в Благовещенске с 1984 года. Кавалер Ордена Дружбы, народный художник Российской Федерации, создатель уникального художественного направления – оконопись. Его произведения выставляются во многих городах России и за рубежом. Его выставки проходили в Музее художественных искусств им. Пушкина и 3 раза в Храме Христа Спасителя в Москве. Его пейзажи и оконопись хранятся в музеях, храмах и частных коллекциях по всему миру.

Александр Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, с чего все началось? Как и когда вы начали заниматься живописью?

Мой отец был художником. Он преподавал живопись, проходили его выставки, но в детстве никогда я не задумывался о том, чтобы взять в руки кисть. А однажды, когда мне было лет 14-15, я попал на персональную выставку отца. Я вошел в зал, в котором были представлены его работы: портреты, пейзажи, натюрморты… Тот момент стал для меня большим потрясением: атмосфера выставки, многочисленные работы отца – всё это меня очень взволновало. Я вдруг отчетливо осознал слова Маяковского «чтобы, умирая воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела…». Я подумал, что когда-то моего отца не станет, а после него останутся его работы, его любовь к искусству. А я?

В тот же вечер я попросил у отца разрешения нарисовать картину. И поскольку теоретически я был подкован в искусстве, вырос в художественной среде и часто присутствовал на занятиях отца, выезжал с его учениками на этюды, то я очень быстро написал натюрморт. Отец был от него в восторге! Позже он подготовил меня к экзаменам, и я поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года.

Можно сказать, что ваш отец был вашим первым учителем?

Да, он мой первый учитель, моя поддержка, моя опора. Он для меня всё.

У вас сохранился этот первый натюрморт?

К сожалению, нет. Один добрый друг однажды пришел ко мне попросить картину в подарок ко дню рождения своему знакомому. Поскольку на тот момент у меня не было ничего другого, а отказать ему я не мог, я отдал ему этот натюрморт, хотя и понимал, что теперь это уже реликвия.

Среди всех ваших произведений есть ли какое-то одно наиболее дорогое вашему сердцу?

Нет. Все мои работы – это дети. Я их всех люблю. Конечно, есть те, которые оставляют особые чувства. Например, в советское время я занимался монументальной мозаикой. Ею украшены многие здания в нашем городе. Самая дорогая из них для меня — мозаика на Доме быта «Элегант». Меня просили изобразить на стене бытовые приборы: пылесос, утюг, швейные и стиральные машины и т.д. Я изо всех сил сопротивлялся этому, и, в результате долгих споров меня послушали. Сегодня на доме быта изображены символы семьи, животного и растительного мира, космоса. Даже спустя много лет мне приятно видеть свою работу. Она очень красивая.

Что касается Оконописи то, конечно, есть ряд работ, которые особенно греют душу. Для меня очень важны текстура и форма дерева. Иногда требуется какое-то время, чтобы создать изображение. А иногда мгновенно возникает необъяснимое ощущение от дерева и в воображении возникают образы святых. Остается добавить лишь пару штрихов, чтобы они проявились отчетливее. У меня есть подобная икона «Созвездие Христа». Она очень дорога мне, и я не продам ее никому ни за какие деньги.

А что вас вдохновляет на творчество?

Вообще, для меня самые главные ценности в жизни — это любовь и дружба. Я люблю Всевышнего, Родину, супругу, детей, друзей, Благовещенск, Амурскую область… и работать очень люблю. Любовь есть стимул моего движения, она меня окрыляет и вдохновляет на работу. Я с великим удовольствием просыпаюсь каждое утро в пять часов, пробегаю по набережной, делаю зарядку, в шесть я уже в мастерской и начинаю работать. Моя душа поет за работой. Я ежедневно благодарю Бога за все, что он мне дарит. И прежде всего за талант, который я стараюсь развивать. В своей работе я стремлюсь прославлять всевышнего, потому что он мой Отец, и Отечество, потому что я родился в России, живу в любимой Амурской области, в Благовещенске и очень люблю эту землю.

Вы работали в разных стилях художественного творчества. А как вы пришли к Оконописи?

Все случилось в декабре 1989 года. Я переживал тогда нелегкий период в своей жизни. И однажды, работая в мастерской я заснул, увидел сон и услышал голос. Смысл сказанного был примерно такой: «Послушай, ты уже достаточно настрадался. Я даю тебе новую концепцию в живописи, называется она Оконопись. Тебе необходимо будет прославлять Бога и Отечество, а твой славой займусь я…» И объяснил мне полностью концепцию этого художественного направления и все ее составляющие.

Ее духовный принцип состоит в создании образа Бога на им же созданной основе. Так, Бог создает дерево, человек строит из него дом, ставни которого символизируют глаза, а вернее веки. В среднем деревянный дом стоит лет сто, ставни в течении долгих лет подвергаются воздействию солнца, жары, ветра, морозов. И в итоге люди их либо утилизируют, либо сжигают. А когда они попадают в мои руки, я даю им новую жизнь.

Конечно существуют миллионы ставен русских домов по всей стране. Но через мои руки пройдет, скажем, тысяча, и в текстуре их дерева я разгляжу образ Бога, чтобы прославить его… Именно он создал основу для моих произведений, он мне дал талант, подарил концепцию Оконописи, мы с ним работаем вместе…

А вы сразу же осознали значение этого сна?

Да! Это было так отчетливо и ясно, что я, как только проснулся, достаточно быстро написал свою первую икону! Это был пророк Иоан Предтеча. Работа произвела на меня такое сильное впечатление, что я позже заказал себе медальон с этим святым и с тех самых пор он всегда со мной.

В 1995 году я получил Авторское свидетельство Российского Авторского общества при Президенте России за открытие нового направления в живописи. Причем этот опыт тоже новый, ранее никто не регистрировал авторских прав в искусстве.

Вы лауреат многих премий. А какая из них для вас самая дорогая?

Конечно, это Орден Дружбы! Я получил его из рук Президента России Владимира Путина в мае 2014 года. И это уже третья государственная награда. Я много работаю в сотрудничестве с китайскими художниками, и вот эти заслуги были оценены Родиной.

Что для вас важней, процесс создания произведения или его результат?

Важно и то и другое. Но процесс создания произведения для меня — это волшебное таинство. И конечно, когда и результат радует, это невероятное счастье! Когда я пишу, я стараюсь думать обо всем хорошем, ведь мысль материальна. Как говорится в Библии, уныние и плохое настроение убивают сильнее любого яда, а позитив и хорошее настроение лечат лучше любого лекарства.

Когда вы работаете, думаете ли вы о том, как оценит ваши работы публика?

Вы знаете, я уже вышел из того периода, когда волнуешься по этому поводу. Ведь я в некотором роде уже вошел в историю искусства создав новое течение в живописи. Мои работы тысячами разошлись по всему миру, мои иконы хранятся во многих церквях и храмах.

Поделитесь вашими ближайшими планами?

Как говорится, хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах (смеется). 8 ноября мы открываем выставку в Российском центре науки и культуры в Париже.

А эти фото я сделал когда Саша заезжал в гости этим летом

 

Тут недалеко ломали старую деревяшку и я успел утащить несколько старинных ставень. Показал художнику и он сразу завис над одной доской, а потом стал показывать и объяснять какие образы он увидел в этих деревянных причудливых линиях. Удивительная способность у человека наделять природную геометрию высокодуховными библейскими образами.
Я сколько ни смотрел на доску так ничего там и не увидел замечательного, но виду не показал, чтобы не расстроить иконописца.
Может быть нужен какой-то особый способ видеть в другом измерении…

Александр заценил мою печку и обещал зайти зимой чтобы посмотреть на её работу по обогреву избы

f49a0b4e80dd16c58555db2e9c54249b

Ну и с русскими самоварами из моей коллекции Саша не побрезговал сфотографироваться.

6fb1f3e2d136b2c63d67af7e67d665dd

 

Давно сотрудничаю с Ольгой Кухаренко, главным редактором французского журнала. Я там отвечаю за обложки и другие фотографические материалы и вот рад вам представить статью о нашем известном амурском художнике Александре Тихомирове. Вернее интервью.
Есть повод гордиться нашим земляком. Кто еще из амурчан был удостоен таких почестей и наград? Никто, он один такой.
А завтра в Париже открывается персональнвя выставка Александра.
Опубликовано в
“Salut! Ca va?” (№43, октябрь 2016)перевод с французского

Источник: “Salut! Ca va?”