Оконопись

ХРАНИТЬ МИР И ПОКОЙ ВНУТРИ ДОМА ПОМОГАЛИ ИКОНЫ – ОКНА В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ. ЛИК, ЛИЦО, ЛАПИЧНИК. НЕТ ДОМА БЕЗ ОКНА, ЧЕЛОВЕКА БЕЗ ЛИЦА, ИКОНЫ БЕЗ ЛИКА.

C народным художником России Александром Тихомировым я знаком пять лет, а ощущение — будто целую вечность знаю этого человека удивительной душевной щедрости, всепоглощающего обаяния и нетипичной для нашего времени скромности. Меж тем он единственный в нашей стране художник, создавший самобытное направление в живописи — Оконопись.

Деревянные оконные ставни, наличники. Сегодня, пожалуй, не каждый молодой человек ответит, что это за штуковины такие. А были времена, когда редко какой дом на Руси обходился без этих плотницких творений. Ставни оберегали жилища от ветров и морозов, от злых людей и дурного глаза. Хранить мир и покой внутри дома помогали иконы – окна в Царствие Божие. Лик, лицо, наличник. Нет дома без окна, человека без лица, иконы без лика. Тихомирову удалось связать воедино эти, казалось бы, разноплановые понятия, а затем и материализовать их в своем творчестве. На мои долгие уговоры «объяснить природу открытия» Александр однажды рассказал свой сон:

– Не знаю, как бы сложилась моя жизнь в Москве, но в 1984 году я перебрался в город Благовещенск Амурской области. Выполнял мозаичные работы для многочисленных объектов бытового и культурного назначения на Дальнем Востоке, что-то писал для себя. Однажды допоздна задержался в мастерской, там и заночевал. И во сне состоялся разговор с самим Богом. Обратился он ко мне с такой речью: хватит грешить и прозябать в суете. Вот тебе слово мое — ищи себя в творчестве духовном, иди к вере, прославляя Бога и святую Русь. Тогда и пришло решение попробовать себя в иконописи.

Слово «икона» греческое и в переводе означает «образ», «изображение». По преданию, царь, Авгарь, правитель сирийского города Эдессы, был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится «пророк и чудотворец» Иисус, Авгарь послал к нему своего придворного живописца Ананию с просьбой исцелить его и нарисовать портрет Иисуса. Живописец сделать портрет не смог «по причине сияющего блеска лица его». На помощь пришел сам Господь. Он взял у художника кусок холста, приложил к своему лицу, и на ткани запечатлелся божественный образ. Получив первую, самим Богом сотворенную икону, Авгарь приложился к ней и получил исцеление. За этим чудотворным изображением закрепилось название «Спас Нерукотворный».

Сын московского художника-живописца, выпускник двух столичных художественных училищ, «Памяти 1905 года» и знаменитой «Строгановки», Александр Тихомиров был с юности знаком с традициями и законами иконописи. Он прекрасно понимал: икона — всегда Святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. А потому самое главное — соблюсти степень ответственности за свою работу перед теми, кого он изображает: образы должны быть достойны Первообразов. Нет он не стал состязаться в мастерстве с природой и Творцом. Он придумал свой неповторимый изобразительный язык — стал писать иконы на старых, давно заброшенных оконных ставнях. В 1995 году Тихомиров запатентовал новое направление в живописи ­– Оконопись.

­ – ­Для меня дерево — это канва, на которую ложится идея Бога, — говорит Александр, — оно само сотворено Господом, задача художника — несколькими штрихами выявить лик Создателя. Приоткрыть тайну творения и самому приобщиться к ней. Естественная внутренняя структура дерева, трещины и шероховатости, вызванные ветром и дождем, полностью сливаются с религиозной торжественностью, мистерией и иллюзорностью воображения. Отжившие свой век деревянные оконные ставни аккумулируют в себе душевную энергию людей, проживавших в доме. Поэтому изображенные на ставнях лики святых несут в себе особую энергетику.

Оценку творчества Александра Тихомирова мне доводилось слышать на разных выставках и в различных аудиториях: на Бурейской ГЭС, в Госдуме РФ, Дипломатической академии, храме Христа Спасителя. Большинство людей, от простых рабочих до министров и академиков, сходятся в одном — в его работах вместо внешней красивости всегда присутствует красота духовная. Оконописные творения раздвигают пространство не вширь, а вглубь. Остро чувствуя структуру материала, Тихомиров с блеском использует узоры дерева, все его разнообразные оттенки. Так и получаются шедевры. Старые ставни как бы открывают окна к познанию мира, становятся средством общения со Всевышним, помогая каждому из нас найти свою дорогу к храму.

Количество выставок оконописи Александра Тихомирова в нашей стране и за рубежом приближается уже к двум с половинной сотням. Его произведения находятся в музеях и частных коллекциях в США, Польше, Китае, Японии, Германии, Финляндии, Австрии, Чехии. Народный художник России дарит оконописные работы не только музеям, но и предприятиям, школам, космонавтам и артистам, чиновникам и депутатам, рабочим и журналистам. Мой дом украшает один из самых дорогих сердцу подарков работа Александра Тихомирова «Николай Чудотворец».

Отличие стилистики иконы от обычной картины — это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Представьте рисунок дороги — линии сходятся в одной точке, расположенной на горизонте. Для оконописи характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед ней человеке. Параллельные линии на иконе не сходятся, а, наоборот расширяются в пространстве. Впрочем, и самого пространства как такового здесь нет. Передний и задний планы имеют не перспективное изобразительное, а смысловое значение. В них заключается идея приближения мира
Всевышнего к нашему земному миру.

ИКОНА – ВСЕГДА СВЯТЫНЯ, В КАКОЙ БЫ ЖИВОПИСНОЙ МАНЕРЕ ОНА НИ БЫЛА ВЫПОЛНЕНА

Автор: Николай Тарасенко

Источник: Журнал "Этномир Москвы", №1 2013 г.